Главная

Рамачарака


    Как говориться, повторение пройденного, это очень полезная штука.
    Книга "ОСНОВЫ МИРОСОЗЕРЦАНИЯ ИНДИЙСКИХ ЙОГОВ" Рамачарака - была одной из первых, прочитанной мной тогда, в начале девяностых.
    И если услышать струны свой Души, да и вообще понять, почувствовать, что есть - Душа, и что Она у меня имеется мне помогли книги Елены Рерих "Агни-Йога", то объяснить хоть что-то моему любознательно-любопытному уму смог только Рамачарака. Разумеется, тогда я не поняла и десятой части написанного, но это явилось для меня необходимым началом для дальнейшего изучения и познания миров тонких.
    И вот я перечитываю эту книгу.
    Да, что-то с тех пор я уже познала и из других книг, но такой четкости изложения в принципе очень сложных (да и вообще почти невозможных) для понимания нашим неразвитым умом истин я, похоже, не встречала больше нигде.
    Поэтому перечитываю, а некоторые абзацы так и просятся на бумагу или на экран... только чтобы их сохранили.

  ... мы дали краткий очерк четвертого (инстинктивного ума) и пятого (интеллекта) начал души человека.
  Как мы уже говорили раньше, человек дошел в развитии четвертого начала до его крайней точки, и теперь его сознание переходит к проявлению в пятом начале – интеллекте.
  Некоторые из нас уже в значительной степени развили в себе и эту интеллектуальную способность (хотя фактически мы завоевали очень немного в новой территории ума и нам предстоят ещё большие задачи), между тем, как другие, по-видимому, обладают ещё сознанием, не выступающим за пределы инстинктивного ума, и обнаруживают только проблески интеллекта. Это справедливо не только относительно диких рас, но и относительно очень многих людей, принадлежащих к так называемым цивилизо-ванным народам, которые ещё не научились поступать сообразно своему убеждению и охот-но разрешают другим думать за себя, следуя за своими вождями, как глупое стадо баранов. Но всё-таки человеческая раса идёт вперёд, хотя медленно, но верно, и многие из тех, кто раньше не думал, начинают размышлять, многие отказываются от мыслей из вторых рук и настаивают на своём собственном знании.
  Если мы обратим внимание на то, что существует много людей, у которых пятое начало – интеллект очень слабо развит, и что люди вообще очень недалеко ушли в области интел-лекта, то мы поймём, как трудно для кого-нибудь из нас, за исключением людей духовного развития, понимать хотя бы даже в слабой степени высшие духовные начала. Это так же трудно, как слепорождённому понять, что такое свет или глухонемому от рождения соста-вить себе представление о звуке. Понятие можно составить только о чём-нибудь знакомом по опыту. Человек, никогда не евший ничего сладкого, не может составить себе понятия о сахаре. Без опыта, относящегося к данному явлению, наш ум не может составить о нём поня-тия.
  По мере того, как у человека начинает развиваться духовное сознание, у него появляется прочное чувство реальности существования высшей силы, и вместе с тем растёт сознание братства всего человечества и родственной связи между людьми. Он не может получить это-го сознания ни от инстинктивного ума, ни от интеллекта. Духовность не идет вразрез с ин-теллектом, а только выходит за пределы его. Это высшая способность передаёт интеллекту некоторые истины, которые находит в тех областях, куда интеллект не может проникнуть. И интеллект, поскольку может, делает об этих истинах суждения и умозаключения. Но эти ис-тины не берут начала в интеллекте. Интеллект холоден – духовное сознание тепло и одушев-лено высоким чувством.
  Как подойти нам к этому предмету, когда даже самые передовые умы людей нашего вре-мени, живущих на Земле, только в слабой степени могут составить себе о нём понятие? Как может конечное выразить или понять бесконечное. Дух, седьмое высшее начало человека, – есть
  Божественная искра, – наше самое драгоценное наследие от Божественной Силы, – луч Центрального Солнца, наше истинное "Я". ловами значение этого начала нельзя выразить точно так же, как нельзя охватить умом. Это душа души.
  Чтобы понять, что такое дух, мы должны понять Бога, потому что дух есть капля из океана Духа, – песчинка с берегов моря Бесконечного и – причина нашего развития в течение всех долгих веков эволюции человечества.
  Дух существовал раньше всего и, однако, он последним проявится в полном сознании. Когда человек доходит до полного сознания духа, он становится настолько выше обыкновенного человека, что интеллекту в настоящее время трудно постигнуть это.
  Будучи заключён в многочисленные материальные оболочки, дух ждал в течение долгих тяжелых веков своего хотя бы слабого признания и будет ещё ждать многие годы, пока вполне не проникнет в сознание человека.
  Человеку предстоит подняться ещё на много ступеней, пока дух заявит свои полные права. Дух есть то в человеке, что всего ближе приближается к Центру, т.е. к Богу. Только в случайные драгоценные моменты мы чувствуем в себе существование духа, и в такие моменты мы чувствуем, что стоим перед страшным ликом Неизвестного.
  Такие моменты могут приходить, когда человек погружен в глубокое религиозное созерцание, или когда отдаётся произведению поэта, несущего весть от души к душе; или в часы такого горя, когда всякая человеческая помощь является излишней, а слова утешения кажутся насмешкой, – когда всё кажется потерянным, и человек чувствует потребность в непосредственном общении с чем-то, что выше его самого.
  Когда эти моменты приходят, они оставляют в нас мир, который после никогда уже не уходит от нас совсем; – и после этого мы – уже иные, изменившиеся существа. В момент просветления или зари духовного сознания мы чувствуем реальное присутствие духа. В эти моменты мы сознаем наше родство с Центром Жизни. Через посредство духа Бог открывает-ся людям.
  Мы не можем дольше останавливаться на этом предмете – его величие подавляет нас, и слова слишком бессильны для его выражения. Люди, чувствовавшие в себе порывы "духов-ного ума", могли слабо сознавать постоянное присутствие духа, хотя, может быть, они и не были в состоянии охватить его полного значения. А кто не испытал этого, всё равно не пой-мёт нас, хотя бы мы исписали целые тома, излагая наши несовершенные и неразвитые поня-тия об этом предмете. Потому мы не будем останавливаться дольше на этом вопросе, наде-ясь, что мы пробудили в уме читателя, по крайней мере, хотя бы слабое желание подойти ближе и соприкоснуться с высшей частью самого себя, co своим настоящим "Я".
  Просветление или духовное сознание
  У большинства людей "духовность" развивается постепенно и медленно. И, хотя человек будет чувствовать постоянное нарастание духовного знания и сознания, он может не испы-тать никакой заметной или поражающей перемены.
  Но у других бывают моменты того, что известно под именем просветления", когда их точно что поднимает из их нормального состояния, и они переходят на высшую плоскость сознания или бытия.
  Такой опыт является могучим толчком в их жизни, хотя они и не могут ясно рассказать то, что испытали в состоя-нии экзальтации.
  Такие состояния разных форм и степеней приходят к людям самых разнообразных религиозных верований и взглядов и часто носят на себе характер религии, исповедуемой данным лицом.
  Но оккультисты признают все эти состояния только различными формами одного и того же явления, пробуждения духовного ума или способности прозрения.
  Некоторые писатели называют этот душевный опыт "космическим сознанием"*, что пред-ставляет собою довольно подходящий термин, т.к. просветление, особенно в его высших формах, заставляет человека соприкоснуться с жизнью в её целом, почувствовать родство со всею жизнью, высокой и низкой, большой и малой, доброй и злой.
  Эти переживания души очень разнообразны, соответственно степени развития людей, предварительной подготовки, темпераменту, характеру и т.д., но все случаи имеют характер-ные общие черты. Наиболее ясным признаком моментов космического сознания является чувство обладания полным знанием всех вещей, почти чувство всеведения. Это ощущение продолжается очень недолго и оставляет после себя острое сожаление о виденном и утра-ченном. Другим таким же общим признаком космического сознания является уверенность в бессмертии, т.е., так сказать, чувство истинного бытия, уверенность в своём существовании всегда, в прошлом и в будущем. Следующим общим признаком является исчезновение вся-кого страха и приобретение чувства уверенности и надежды, которые совершенно непонятны людям, не испытавшим моментов просветления сознания. Затем на людей, испытывающих просветление, нисходит чувство любви ко всем людям, от самых близких до самых дальних, и от самых святых и чистых, до тех, кого мир считает самыми низкими, порочными и недостойными.
  Всякая наклонность к самооправданию и к осуждению других совершенно исчезает, и единая любовь, подобно свету солнца, изливается одинаково на всех, без отношения к их степени развития и "добродетели".
  Некоторые люди испытывают моменты просветления в углублённом и благоговейном состоянии духа; другие точно впадают в сон, и у них остается только воспоминание духовно-го подъёма, вместе с чувством озарявшего их и проникавшего в них яркого света или сияния. Другим некоторые истины являются в виде символов, истинное значение которых делается им ясно, иногда только долгое время спустя.
  Эти переживания, будучи раз испытаны человеком, оставляют его в совершенно новом состоянии духа, и после он никогда уже не делается прежним человеком. И хотя острота впечатления со временем как бы стирается, всё-таки остается память о нём, которая долгое время служит источником утешения и опоры человеку, в особенности, когда слабеет его ве-ра, и он сгибается и колеблется, как тростинка под порывами ветра среди противоречивых мнений и заключений интеллекта. Память о моментах просветления всегда является источ-ником новой силы – спасительной гаванью, где измученная душа ищет убежища от внешнего мира, который её не понимает.
  Состояния просветления обыкновенно сопровождаются чувством сильной радости, и действительно "радость" точно наполняет тогда всего человека и выражается во всех его мыслях и словах. Но это не обыкновенная радость, и понять её можно только тогда, когда испытаешь, – это такая радость, одно воспоминание о которой заставляет сильнее биться сердце и кровь быстрее течь по жилам. Как мы уже говорили, вместе с ней приходит чувство узнавания, "знания" всех вещей, – умственное просветление, не поддающееся описанию.




Hosted by uCoz